Сразу после окончания Политехнического института М.Л. Галлай стал работать в ЦАГИ инженером. С сентября 1937 года Галлай – летчик-испытатель ЦАГИ, впоследствии (с 1941 года) – летчик-испытатель Летно-исследовательского института (ЛИИ). Марк Галлай участвовал в исследовательской работе по изучению возникновения флаттера (самовозбуждающихся колебаний элементов конструкции самолета) и развития эффекта шимми (рыскания) переднего колеса шасси.
После начала Великой Отечественной войны из летчиков-испытателей ЛИИ была сформирована отдельная истребительная авиаэскадрилья ПВО Москвы. Во время первого же налета немецкой авиации на Москву на самолете «Миг-3» Марк Галлай сбил немецкий бомбардировщик, за что получил свою первую правительственную награду – орден Красного знамени.
В 1942-1943 годах летчики ЛИИ, отозванные с фронта, занимались испытанием многочисленных новых модификаций военных самолетов. Тем не менее, Марк Галлай снова попал на фронт, где в боевой обстановке обучал экипажи управлению новыми двигателями дальних бомбардировщиков. Во время одного из боевых вылетов на Брянский железнодорожный узел самолет был сбит. Экипаж покинул самолет, Марк Галлай попал в расположение партизанской бригады, откуда его вывезли через линию фронта. Галлай вернулся в ЛИИ и продолжал испытывать самолеты.
В период с 1947 по 1950 год Марк Лазаревич работал над темой «Влияние боковой устойчивости и управляемости на пилотажные свойства самолета», проявив себя как зрелый ученый и прекрасный инженер. В 1950-1955 годах Галлай – летчик-испытатель НИИ-17. В 1955-1958 годах – летчик-испытатель ОКБ-23 (В.М. Мясищева), в котором разрабатывались стратегические бомбардировщики. С июня 1958 года полковник М.Л. Галлай находился в запасе, работал научным сотрудником ЛИИ, был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям.
Марк Галлай, согласно его летным книжкам, поднял в воздух сто двадцать семь типов летательных аппаратов, и в том числе первые реактивные самолеты, первые советские вертолеты, первые стратегические бомбардировщики. 1 мая 1957 года за многолетнюю работу летчиком-испытателем и, в частности, за испытания стратегических бомбардировщиков «3М» и «М-4» и ему присвоили звание Героя Советского Союза.
В 1960 году С.П. Королев пригласил Марка Галлая на работу инструктором-методистом по пилотированию космического корабля первой группы космонавтов, куда входили Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Основные тренировки проходили в одном из филиалов ЛИИ, в лаборатории № 47, где находилась модель космического корабля «Восток-3А». Считается, что знаменитое гагаринское «Поехали!» было перенято у М.Л. Галлая. Когда кто-то из космонавтов занимал свое место в «шарике» корабля, Галлай говорил: «Поехали!», – и начиналось воспроизведение штатных и нештатных ситуаций полета. Марк Лазаревич рассказывал потом, что команду эту еще до войны давал на тренировках один из летчиков-инструкторов ленинградского аэроклуба, где учился летать сам Галлай.
Одним из дарований Марка Галлая был писательский талант. М.Л. Галлай был членом Союза писателей СССР, его книги, впервые печатавшиеся в журнале «Новый мир», редактором которого был А.Т. Твардовский, нашли широкое признание и вызвали резкое повышение интереса к авиации и ее истории.
Марк Галлай похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Его именем названа малая планета. В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
Использованы материалы книги М.Л. Галлая «Через невидимые барьеры: Из записок лётчика-испытателя» (М.: Молодая гвардия, 1960)
При подготовке новости использовались материалы, подготовленные пресс-службой СПбПУ